Спрашивали-отвечаем

Темы вопросов и ответов

Платежи, тарифы и перерасчеты

Открыть тему
Влияет ли количество прописанных людей на размер квартплаты?

«...В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.

Для нанимателей по договору социального найма структура платы несколько иная. Она предусмотрена ч. 1 ст. 154 ЖК РФ. Различие составляет отсутствие взносов на капитальный ремонт. Эти расходы несет собственник помещения. Также наниматель должен вносить плату за пользование жилым помещением (т.е. плату за наем).
Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей идентичен тому, который установлен для собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Утверждается он решением общего собрания собственников, а в отсутствие такового - органами местного самоуправления.

Оговорка сделана для субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Там этими полномочиями наделен региональный орган государственной власти, если законом соответствующего субъекта РФ не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ). Величина взноса на капитальный ремонт и платы за содержание жилого помещения устанавливается на 1 кв. м площади помещения в многоквартирном доме.

Для собственников это обусловлено положениями ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, так как величина бремени расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, определяется долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая пропорциональна площади помещения, находящегося в собственности конкретного лица.
Для нанимателей жилья подобная регламентация предусмотрена ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, а также Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными приказом Минстроя России от 27.09.2016 N 668/пр.

Таким образом, две составляющие платы за жилое помещение и коммунальные услуги (взносы на капитальный ремонт и плата за содержание жилого помещения) никоим образом не зависят от количества зарегистрированных или временно проживающих в помещении граждан.
Возможность наличия интересующей вас зависимости размера платы от количества потребителей существует при начислении платы за следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.

Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Плата за указанные виды коммунальных услуг рассчитывается исходя из фактического потребления, определенного показаниями индивидуальных приборов учета. Если помещение приборами учета не оборудовано, то плата будет начисляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей.

Отсутствие постоянно и временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, граждан не является основанием для неначисления платы. В этом случае за объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 56(2) указанных правил).
Также может зависеть от количества зарегистрированных граждан размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, если органом государственной власти субъекта РФ не принято решение об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения.

Итак, если помещение оборудовано индивидуальными приборами учета, то количество потребителей может влиять только на размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, если такая плата не рассчитывается пропорционально площади жилого помещения.

При отсутствии приборов учета увеличение количества проживающих будет увеличивать ваши затраты на услуги по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и газоснабжению...»

На основании каких правоустанавливающих документов в нашем доме произведен перерасчет по тепловой энергии?
Отвечает начальник Расчетного центра Домоуправляющей компании Сормовского района Анжелика Пятова:

«...Ранее расчет размера платы по статье «ТЭ на подогрев-энергия» производился с учетом объема тепловой энергии, использованной при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению и определенного по показаниям прибора учета, фиксирующего такой объем.

В рамках проведения проверки Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (ГЖИНо) правильности расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, Обществу было предписано производить данный расчет в соответствии с формулами 20 и 20(1) Приложения №2 к Правилам №354.

Разъясняем, что действующее законодательство содержит следующие положения.
В соответствии с п.54 Постановления Правительства РФ №354:
«В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения №2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих:

- произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведения объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды».

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ №354, удельный расход коммунального ресурса на подогрев воды – это утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области №482 от 05.07.2017г.

С учетом требования ГЖИНо и положений действующего законодательства, с 01.05.2019г. Общество перешло на расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с формулами 20 и 20(1) Приложения №2 к Правилам №354, с проведением перерасчета за проверяемый период.

Данная корректировка отразилась в платежных документах собственников помещений многоквартирного Вашего дома за май 2019 года. При выполнении перерасчета по статье «ТЭ на подогрев энергия» в целом по многоквартирному дому за период январь 2018г. - апрель 2019г. был начислен меньший объем тепловой энергии, чем в счетах-извещениях собственников за этот же период. Поэтому полученная разница между объемами тепловой энергии была учтена при корректировке по статье «Отопление-энергия».

Исходя из вышеизложенного, в счете-извещении за май 2019г. для Вашего дома в разрезе каждого лицевого счета был выполнен перерасчет (добор/возврат) по услугам «Отопление-энергия», «ТЭ на подогрев-энергия».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области №594 от 20.08.2018г. на территории Нижегородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется способ осуществления потребителями оплаты равномерно в течение календарного года.

В соответствии с п.42(2) Постановления Правительства РФ №354 «способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года применяется с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».

В соответствии с действующим законодательством с 1 июля 2019 года расчет размера платы за отопление будет производиться исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год. При этом исполнитель будет производить корректировку размера платы за отопление один раз в год...»

Погашение долгов неплательщиков за ЖКХ
Может ли УК погасить долг за услуги ЖКХ неплательщиков многоквартирного дома деньгами, которые платят на его содержание остальные жильцы? Этот вопрос поставил председатель ТСЖ дома. У нас накопился миллион, хотели потратить его на обустройство дома.
На вопрос отвечает Разворотнева Светлана Викторовна
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Специализируется на вопросах ЖКХ и недвижимости.

«...Пункт 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, устанавливает, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов.

Одним из таких стандартов является ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Товарищество собственников жилья, осуществляющее управление вашим домом, должно обратиться в суд с заявлением о вынесении судебных приказов в отношении должников.

Речь не может идти об освобождении отдельных собственников от их обязанности содержать принадлежащее им имущество и оплачивать потребляемые коммунальные услуги с фактическим возложением такого бремени на иных собственников.

Вносимая плата за содержание жилого помещения имеет целевое назначение. ТСЖ в безусловном порядке должны выполнять обязательные работы, установленные минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Если товариществом весь объем работ и услуг выполняется, претензий у собственников к качеству услуг и работ нет, то возникшая экономия может быть потрачена на цели, определенные решением общего собрания членов товарищества...»

Как добиться перерасчета оплаты за воду?
Купили квартиру в 2015 году. Лицевой счет не переделали на нового собственника. Раньше было прописано четыре человека, сейчас никто не прописан. Я проживаю в другом городе, пропустила срок поверки счетчика на два месяца. За воду не платили в течение года. Отнесли счетчик на поверку, оказался исправный. Предоставили документы на нового собственника, но перерасчет не сделали. Начислили норматив на четырех человек за год. Как можно сделать перерасчет?
На вопрос отвечает Разворотнева Светлана Викторовна
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Специализируется на вопросах ЖКХ и недвижимости.

«...Законом в данной ситуации возможность перерасчета не предусмотрена. Несмотря на результаты поверки прибора учета в период между датой окончания межповерочного интервала и до даты фактической поверки, показания прибора учета не учитываются.

Согласно п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, первые три месяца плата должна была выставляться вам исходя из средней величины потребления, а в последующем - по нормативу потребления исходя из количества собственников с применением повышающего коэффициента, кратного 1,5...»

Оплата ежегодных проверок газового оборудования в квартире
Должен ли наниматель квартиры по социальному найму оплачивать ежегодные проверки газового оборудования?
На вопрос отвечает Кучина Мария Владимировна
Юрист, специализируется на банкротстве физических и юридических лиц. Работала в органах прокуратуры, адвокатуры, в ОБЭП, в юридических компаниях Санкт-Петербурга.

«...В соответствии с п. 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда:

- с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования;
- с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.

Из этого следует, что договор технического обслуживания газового оборудования в части его технического обслуживания и текущего ремонта будет заключен непосредственно с вами как с нанимателем квартиры по социальному найму.

Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, определены основные права и обязанности сторон по вышеуказанному договору.

В силу указанных правил в обязанности поставщика входит осуществление не реже одного раза в год проверки. В ваши обязанности, как стороны договора технического обслуживания, входит обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки и оплаты потребленного газа в установленный срок и в полном объеме.

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не предусматривают взимания платы с потребителя за проведение ежегодной проверки. Следовательно, плата за ежегодные проверки газового оборудования взиматься не должна...»


Капитальный ремонт

Открыть тему
С какого момента возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах-новостройках?

Статья 170 ЖК РФ дополнена частью 5 (1), в соответствии с которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Частью 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, у лица, принявшего помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома (далее дом) в эксплуатацию (обязанность по внесению указанной платы возникает с момента такой передачи), а также у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Следует отметить,

«что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).»

Таким образом, требования по оплате взноса за весь период его уплаты предъявляются к лицу, имеющему право собственности в текущий момент.
Возможно ли при формировании фонда капремонта на счете регионального оператора, приостановить обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по достижении минимального размера фонда капитального ремонта своего дома?

Право принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт по достижении минимального размера фонда капитального ремонта есть только у собственников, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах (часть 8 статьи 170 ЖК РФ), если законом субъекта РФ установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах.

Однако, когда за счет средств фонда будут оплачены работы по капитальному ремонту и его размер станет меньше установленного, оплату взносов будет необходимо возобновить, пока размер фонда опять не достигнет минимального значения.
Мы выбрали способ накопления взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора. Обязательно ли заключение договора с региональным оператором или пока мы не заключим с ним договор, то и не должны платить взносы?

Права и обязанности собственников и регионального оператора согласно последним изменениям в ЖК РФ, следуют из закона, а не из договора. Так, статьей 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, за которых в установленных ЖК РФ случаях такое решение принято органом местного самоуправления, имеют права и исполняют следующие обязанности:

1

ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

2

принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены ЖК РФ, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;

3

участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;

4

запрашивают и получают предусмотренные ЖК РФ сведения (информацию) от заинтересованных лиц;

5

реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, перечислить в случаях, предусмотренных ЖК РФ, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ.

Также региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае просрочки оплаты взносов за капремонт нужно уплатить проценты в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кто будет заниматься расчетом этих ставок?

В случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то пени за несвоевременную оплату взносов будет начислять региональный оператор, если иное не установлено нормативным правовым актом субъекта РФ.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете рассчитывает пени и выставляет квитанции на их оплату лицо, определенное общим собранием собственников.

Если собственники не выполняют своих обязательств по внесению взносов в фонд капитального ремонта, кто вправе предъявить иск о взыскании?
1

Если фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то претензионную работу ведет региональный оператор.

2

Если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете, то претензионную работу ведет лицо, которое выбрали собственники. При этом, согласно части 7 статьи 189 ЖК РФ, в случае если капитальный ремонт дома, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.


Содержание и текущий ремонт

Открыть тему
Расшифруйте строку "содержание и ремонт". На что расходуются средства, вносимые за «содержание и ремонт» жилья?

Содержание общего имущества жилых домов - комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию инженерных коммуникаций и устройств жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью, в целях поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния. В перечень работ по содержанию общего имущества входит:

1. Техническое обслуживание, в том числе:

- аварийно-диспетчерское обслуживание (круглосуточный приём и выполнение заявок, поступающих в диспетчерскую службу);
- дежурные выезды техники;
- незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилых домов, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;
- технический надзор за состоянием общего имущества жилых домов (конструктивные элементов общих коммуникаций, технических устройства и технические помещения), в том числе:
-- плановые общие и частичные осмотры и технические обследования (фундаменты, фасады, крыши);
-- подготовка и обслуживание инфраструктуры к отопительному сезону (прочистка труб, опрессовка, замена прокладок);
-- сезонные испытания;
-- содержание и обслуживание придомовой территории;
-- общестроительные работы;
-- прочистка мусоропроводов.

2. Работы сторонних организаций, в том числе:

- содержание и ремонт ВДГО;
- сбор, вывоз и утилизация ТБО;
- электроэнергия мест общего пользования;
- дезинсекция и дератизация;
- проверка вентиляционных шахт;
- ведение расчетов, прием и начисление платежей, распечатка и доставка квитанций и т.д.;
- выполнение функций регистрационного учёта граждан;
- услуги по содержанию и управлению.

3 Текущий ремонт - ремонт, выполняемый в плановом порядке в целях восстановления исправности жилых домов, частичного восстановления их ресурсов и составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Назначение текущего ремонта - предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерных систем и восстановление эксплуатационных характеристик жилых зданий. К текущему ремонту относятся также работы по устранению в них мелких повреждений и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.

При этом каждому жильцу важно понимать, что детальный перечень работ индивидуален для конкретного дома и зависит от степени его благоустройства, а работы по текущему ремонту выполняются согласно плану текущего ремонта.

Как расходуются средства, вносимые за «содержание и текущий ремонт» по нашему дому?

Подробные данные по расходу средств по данным статьям отражены в документах подомового и финансового учета, а также в планах текущего ремонта и отчётах об их выполнении. Для ознакомления с данными отчетами необходимо перейти в соответствующий раздел нашего сайта

Ежемесячно платим за содержание жилья, а подъезд у нас не убирается. Есть ли какой-то документ, как и когда должна производиться уборка подъездов и дворов?

В первую очередь это ваш договор с управляющей компанией. Именно там прописывается, сколько раз и в какой срок должна производиться уборка. При желании жильцы могут заказать и ежедневную уборку, правда, и тариф тогда, соответственно, сильно вырастет.

Работы по санитарной уборке помещений общего пользования производятся по желанию собственников жилья и оплачиваются отдельно согласно постановлению администрации города.

Уборка выполняется во всех подъездах многоквартирного дома, поэтому для её получения от управляющей компании необходимо согласие всех жителей. Если оно получено, необходимо принести заявление в управляющую компанию и уборщица будет работать.

В нашем доме разные компании проводят интернет. В результате все подъезды опутаны проводами. Кто регулирует эту работу?

Такие работы проводятся для блага жильцов, чтобы они могли выбирать, услугами какой компании пользоваться при подключении интернета. Как правило договора, заключаемые между жильцами и домоуправляющей компанией, наделяют правами на разрешение проведения таких работ домоуправляющие компании. В этом случае дополнительное согласование с жильцами дома не требуется. Потребленную электроэнергию, которая используется при проведении работ, обязана оплатить та компания, сотрудники которой прокладывают кабель. Для этого к их инструментам должны быть подключены специальные приборы учета.


Коммунальные услуги и ресурсоснабжающие организации

Открыть тему
Фиксация нарушения температуры в квартире. Низкая температура в одном из помещений квартиры
Во время отопительного периода не был составлен комиссионный акт замера температуры воздуха в квартире в период, когда она была выше нормы. Можно ли привлечь для проведения экспертизы стороннюю организацию, которая по снятому архиву с теплового счетчика определила бы факт нарушения температурного графика при предоставлении услуг по теплоснабжению?
На вопрос отвечает Бурняшев Дмитрий Викторович
Юрист, эксперт по вопросам управления многоквартирными домами.

«Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разд. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).»

«По общему правилу, документом, подтверждающим факт нарушения качества коммунальных услуг, является составленный акт.»

«Однако согласно пп. "в" п. 111 Правил также предусмотрена возможность установления такого факта фиксацией сведений (информации о качестве коммунальных услуг по определенным критериям) коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.»

«Таким образом, каждый потребитель имеет право ознакомиться с показаниями общедомового прибора учета теплоэнергии, и если снятые сведения подтверждают факт нарушения качества, то такие сведения будут являться основанием для дальнейшего перерасчета.»


Для оценки качества услуги по отоплению установлены минимальные показатели температуры в различных помещениях. Будет ли считаться услуга по отоплению некачественно предоставленной, если температура ниже минимальной только в одном из помещений квартиры? Возможен ли в этом случае перерасчет платы за отопление по всей квартире?
На вопрос отвечает Прокофьев Илья Игоревич
Адвокат, налоговый консультант. Специализируется на представлении интересов граждан и юридических лиц в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

«Требования к температурному режиму содержатся в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») и в иных нормативных документах, например в СанПиН. Причем данные требования не всегда соответствуют друг другу.»

«Например, приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила) установлено, что допустимая температура в жилых помещениях составляет 18°C, допустимое превышение составляет 4°C, допустимое снижение в ночное время 3°C, а в дневное время снижение температуры не допускается. То есть допустимая температура составляет от 18°C до 22°C в дневной период и от 15°C до 18°C ночью.»

«В то же время в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», используется дифференцированный подход: для разных комнат в жилых квартирах установлены различные показатели допустимого температурного режима в зависимости от времени года. Например, для жилой комнаты в холодный период допустимая температура составляет от 18°C до 24°C.»

«Таким образом, требования СанПиН отличаются от требований Правил. В связи с этим становится актуальным вопрос соотношения этих документов.»

«В примечании к приложению № 1 указано, что в целях применения приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства РФ о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг, а приведенные в этом приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими.»

«Таким образом, даже в случае, если температура только в одной из комнат будет ниже нормы, это будет считаться нарушением температурного режима, следовательно, возможен перерасчет платы за отопление по всей квартире.»

В какие сроки подключается подача тепла в жилые дома?

Начало отопительного периода устанавливается, если среднесуточная температура воздуха на улице в течение 5 суток не превышает +8С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха +8С в течение 5 суток подряд. Этот порядок установления отопительного периода определен п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года.

Что делать, если после начала отопительного сезона в квартире холодно? Как сделать перерасчёт?

Всё зависит от того, какова температура в квартире. Зачастую бывает и такое, что люди к нам обращаются, а температура воздуха в жилом помещении равна + 18, а то и выше. Оплата производится именно за этот показатель на столбике термометра, что находится в квартире. Все отопительные сети и режимы работы котлов рассчитаны именно на эту внутриквартирную температуру.

Если же в квартире температура действительно ниже +18, необходимо подать заявку на проведение обследования в аварийную службу и написать заявление в управляющеую компанию о необходимости составления соответствующего акта и перерасчете за недопоставку коммунальных услуг. По вашему обращению придут специалисты, сделают замеры, составят акт, на основании которого будет выполнен перерасчет.

Если в течение пяти дней с момента официального пуска тепла вам не подадут отопление, необходимо позвонить в аварийно-диспетчерскую службу, оставить заявку и удостовериться, что ваше обращение зафиксировано (уточните, кто принял, регистрационный номер заявки, время приема). После этого следует написать заявление на перерасчёт, который будет произведён в период со дня написания заявления до окончания завершения работ по наладке системы теплоснабжения и составления соответствующего акта.

При каких условиях завершается отопительный сезон? В какие сроки отключается подача тепла в жилые дома?

Конец отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха + 8С в течение 5 суток подряд. Этот порядок установления отопительного периода определен п. 12 раздела II Постановления Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 года.

Почему после окончания отопительного сезона в летние месяцы взимается плата за отопление?

Порядок расчета платы за отопление между исполнителем коммунальных услуг и потребителем регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307.

Вне зависимости от того оборудован или нет многоквартирный дом коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, подход и решение вопроса об оплате за тепло является единым: плата за отопление должна вноситься круглый год равномерными платежами. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии раз в год производится корректировка.

Почему взимается плата за отопление балкона?

Плата за отопление балкона не взимается, т.к. отапливается (а значит и взимается плата за это) только общая площадь квартиры, в состав которой балкон не входит. Это следует из пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ: "Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас."


Установка общедомовых (коллективных) и индивидуальных приборов учета

Открыть тему
Поверка счетчиков воды в 2020-2021 годах
Верно ли, что до 2021 года неповеренный прибор учета (ХВС, ГВС, межповерочный интервал истекает в ноябре 2020 года) не считается вышедшим из строя, плата за воду устанавливается из среднего объема потребления за шесть месяцев? Как долго в этом случае не будет начисляться повышающий коэффициент? Разрешено ли поверять прибор учета в 2020 году? Будут ли санкции, если в 2021 году быстро их поверить не удастся?

«...В силу п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

При этом постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действие пп. "д" п. 81(12) приостановлено до 1 января 2021 г.
До этой даты приборы применяются без проведения поверки (письмо Росстандарта от 21.04.2020 N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73).

Вместе с тем стоит обратить внимание на дату окончания межповерочного интервала. Действие постановления Правительства РФ № 424 распространяется на отношения, возникшие после его вступления в силу, т.е. после официального опубликования, а именно с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г.
Именно для этих случаев установлено особое правовое регулирование, связанное с начислением платы по показаниям индивидуальных приборов учета, межповерочный интервал которых истек именно в указанный период времени.
До 1 января 2021 г. плата будет начисляться не по средней величине потребления, а именно по показаниям приборов учета без применения повышающего коэффициента.

После 1 января 2021 г. будет применять порядок расчета, установленный п. 59 Правил, а именно начисление по средней величине потребления три расчетных периода, по истечении которых уже будет идти речь о применении норматива потребления и повышающего коэффициента.

Стоит понимать, что установленное послабление не носит императивный характер, не устанавливает запрет на поверку приборов учета, а лишь дает возможность потребителям исключить дополнительную угрозу заболевания, связанную с необходимостью ее проведения...»

Как быть, если нарушена пломба электросчетчика?
При проверке электросчетчика проверяющие обнаружили, что у наклейки над пломбой отошел уголок. Составили акт, грозятся отключить электричество. Мы добросовестные плательщики. Что можно сделать в данной ситуации?
На вопрос отвечает Кучина Мария Владимировна
Специализируется на банкротстве физических и юридических лиц. Работала в органах прокуратуры, адвокатуры, в ОБЭП, в юридических компаниях Санкт-Петербурга.

«В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

- получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
- нарушение потребителем своих обязательств (неоплата услуг);
- выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;
- выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств;
- возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
- в иных случаях, предусмотренных правилами.»

«В данном перечне отсутствует основание, связанное с нарушением целостности наклейки на пломбе электросчетчика, следовательно, отключение электроэнергии будет незаконным. Если по отношению к вам последует данная санкция или иные негативных последствий, то вам необходимо будет обратиться в управляющую организацию за разъяснениями.»

«Помимо вышесказанного, любые санкции за нарушение потребителем электроэнергии положений федерального законодательства могут быть применены только в случае надлежащего оформления и фиксации самого факта такого нарушения.

«Так, в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, инспектор при обнаружении нарушений составляет акт в двух экземплярах: один экземпляр акта передается потребителю, другой остается у инспектора.»

«По общим правилам составления двусторонних актов, при подписании такого акта и несогласии с указанными там выводами вы имеете право указать в самом акте свои замечания и несогласие.»

«Если вы полагаете, что данное нарушение произошло не по вашей вине, а по вине управляющей компании, вам необходимо обязательно обратиться в управляющую компанию письменно с претензией. Это частично поможет вам снять с себя ответственность и негативные последствия.»

«Наказание за вскрытие защитного приспособления может быть разным. Оно зависит от величины нанесенного урона и серьезности нарушения.»

«На практике при назначении наказания учитываются следующие факторы:

- регулярный допуск контроллера к прибору учета;
- своевременная и полная оплата услуг;
- быстрота оповещения службы о срыве пломбы;
- незначительный урон, причиненный поставщику услуг.»

«Если исходить из того, что вы являетесь добросовестным плательщиком и данный факт можете подтвердить соответствующими чеками об оплате, а также из того, что нарушение целостности наклейки над пломбой электросчетчика объективно является незначительным нарушением, то можно сделать вывод о том, что санкция в виде отключения электроэнергии не может применятся по отношению к вам. Обычно в таком случае потребитель оплачивает стоимость повторной пломбировки без взыскания.»

Зачем нужен общедомовой счетчик, если в квартире установлен индивидуальный?

Индивидуальный счетчик позволяет вносить плату за фактически потребленный объём ресурсов, но не решает задач по контролю за состоянием домовых сетей и соответствия оказываемых услуг принятым нормам.

Установка общедомового прибора позволит собственникам:

- контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям;
- фиксировать факты утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома;
- исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями - убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации;
- обязать компенсировать потери ресурсов в домовых сетях свою управляющую компанию в случае, если все собственники жилья установят индивидуальные приборы учета;
- перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса;
- получить реальные возможности для ресурсосбережения.

Кто должен устанавливать общедомовые счетчики?

Согласно законодательству до 1 июля 2012 года инициаторами установления общедомовых приборов учета являлись собственники дома, которые сами или по инициативе управляющей компании должны были провести общедомовое собрание и решить, как будут осуществлять плату. После этого срока бремя установки общедомовых приборов учета ложится на ресурсоснабжающие организации, которые должны были установить их до 1 июля 2013 года и предъяить счет собственникам жилья на оплату данной услуги.

Является ли установка общедомового прибора учета обязательной?

Да, установка общедомового прибора учета является обязательной. Согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учета до 01.07.12.

Управляющая компания обязана уведомить собственников жилья о необходимости и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников.


Единые денежные компенсации (ЕДК) и жилищные субсидии на оплату ЖКУ

Открыть тему
В каких случаях можно предоставляются субсидии на оплату ЖКУ?

Субсидия предоставляется в случае, если на оплату жил-ком услуг семья расходует более 18 процентов своего совокупного дохода. Иначе говоря, если семья, к примеру, имеет совокупный доход в 10 тысяч рублей и платит за ЖКУ более 1800 рублей, то данная семья может рассчитывать на субсидию. Размер субсидии будет рассчитан в пределах социальной нормы площади жилья, которая составляет 33 квадратных метра для одиноко проживающих граждан, 42 метра – для семьи из 2 человек и по 18 квадратных метров на человека – для семьи из трех и более человек. В некоторых случаях субсидия рассчитывается на всю занимаемую площадь, но тогда вместо 18 процентов в расчет принимается 22 процента.

Кто имеет право на субсидию на оплату ЖКУ?

Пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или дома) по месту постоянной регистрации.

Каковы условия предоставления субсидии?

Предоставление субсидии рассчитывается на 6 месяцев. Обязательным условиям для начисления субсидий является отсутствие задолженностей по оплате ЖКУ (в случае невозможности погашения задолженности в полном размере перед подачей документов вам необходимо обратиться в управляющую компанию для согласования условий предоставления рассрочки).

Супруги зарегистрированы в квартире, которая является их общей собственностью. Кто из них может стать заявителем на назначении субсидии на оплату ЖКУ?

Любой из супругов, поскольку каждый их них является собственником жилого помещения и оба в нем зарегистрированы.

Что необходимо сделать для получения субсидии?

Для решения вопроса о предоставлении субсидий необходимо обратиться в орган социальной защиты населения по месту жительства, написать заявление на получении субсидии и предоставить необходимые документы, как правило это:

- документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (свидетельство о браке, паспорт заявителя и членов семьи и т.д.);
- документы, подтверждающие правовые основания владения или пользования жилым помещением, в котором заявитель зарегистрирован по месту жительства: договор социального найма жилого помещения - для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда; свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение - для собственника жилого помещения;
- документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту постоянного жительства (справка о составе семьи);
- документы, подтверждающие доходы всех совершеннолетних членов семьи за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения (если в составе семьи есть пенсионеры, получающие пенсию в том же районе, куда вы обращаетесь за субсидией, то предоставлять справку о размере пенсии не следует);
- документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (квитанция об оплате ЖКУ за последний месяц).

Документы, указанные в пунктах 1 и 2, предоставляются совместно с копиями.
Более подробную информацию по вопросам предоставления субсидий вы можете получить в Управлении Социальной защиты населения.


Придомовая территория

Открыть тему
Запрет на установку лавки под окном квартиры
У окон моей квартиры хотят поставить лавочку, я против. Большинство соседей согласны. Имеют ли они право делать это без моего согласия в 2 м от моего окна?

«...Пункт 7.5 Свода правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, предусматривает, что в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий.

Состав площадок и размеры их территории должны определяться региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования или правилами застройки. Размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий: не менее 12 м для игровых площадок для детей дошкольного возраста, 10 м для отдыха взрослого населения, 10-40 м для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик), 20 м для хозяйственных целей, 40 м для выгула собак.

Правила благоустройства, устанавливают понятие дворовой территории. Это совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами. Таким образом, минимальная отдаленность элементов благоустройства, предназначенных для пассивного и активного отдыха граждан, составляет 10 м.

Стоит учитывать и положение п. 2.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего полномочие общего собрания собственников принимать решение о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

То есть установке лавочки или иного элемента благоустройства на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должно предшествовать проведение общего собрания собственников и принятие им соответствующих решений. Вместе с тем планируемые и утверждаемые решением собрания места для установки малых форм должны соответствовать указанным выше нормативным требованиям...»

Насколько законно размещение вышек сотовой связи во дворах и на крышах жилых домов?
Отвечает помощник прокурора Сормовского района Ольга Слесарева:.

«...Санитарные нормативы размещения передающих радиотехнических объектов установлены санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».

Согласно п. 3.16 СанПиН, рекомендуется размещение антенн передающих радиотехнических объектов на отдельно стоящих опорах и мачтах. Допускается размещение передающих антенн на крышах жилых, общественных и других зданий при условии предотвращения создания в местах массового отдыха, внутри жилых, общественных и производственных помещений уровней электромагнитных полей, превышающих предельно допустимые значения.

Размеры санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки для передающих радиотехнических объектов в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов СанПиН 2.12.1-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» определяются расчетным путём в каждом случае индивидуально и затем уточняются натурными измерениями уровней электромагнитных полей. Минимальное расстояние, таким образом, от передающих радиотехнических объектов до жилых строений не нормировано и определяется расчетным методом для каждого объекта.

Для каждого радиотехнического объекта проводятся расчеты распределения уровней электромагнитных полей на прилегающей территории. В дальнейшем проекты расчетов проходят гигиеническую экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», по результатам которых выдается заключение о признании их соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Расчеты производятся с учетом санитарно-защитных зон передающих радиотехнических объектов во избежание создания на открытой территории и в прилегающих зданиях интенсивности электромагнитного излучения радиочастотного диапазона, превышающего предельно допустимые значения. Таким образом, установка вышек сотовой связи во дворах жилых домов проходит длительную проверку с последующим измерением радиочастотых излучений на местах во избежание причинения вреда жителям нашего района...»

Относится ли к работам и услугам по капитальному ремонту благоустройство придомовой территории?

На основании приложения 8 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок) может быть отнесено к работам, проводимым при капитальном ремонте.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Следует отметить, что проведение благоустройства в рамках реализации региональных программ капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, возможно только при отнесении субъектом Российской Федерации такого вида работ к работам, финансируемым из минимального взноса.
Если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации это не установлено, то такие работы могут проводиться только за счет взносов, уплачиваемых собственниками в размере сверх минимального.
Контейнерные площадки и бытовые отходы
Мусорные баки и площадка поставлены ближе, чем 20 м, к многоквартирному дому, жильцов с первого этажа очень напрягает запах. Перенос возможен. Домом управляет УК. За чей счет должен происходить перенос баков? УК говорит, что она перенесет баки, потратив на это деньги, запланированные на другие работы по дому (тоже нужные - дренаж подвала и снегозадержатели на крыше). Правомерен ли такой расклад от УК? Можно ли запросит расходы УК по работам на наш дом в течение года (не дожидаясь конца года)?

Согласно абз. 2 п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Если перенос будет происходить на территорию, которая находится в собственности муниципалитета, то затраты по обустройству (в том числе по обслуживанию, санитарной уборке) контейнерной площадки собственники не обязаны нести. Сам же перенос контейнерных баков на другую площадку не должен влечь какие-либо затраты.

Важно:

Если же управляющая компания потратит денежные средства на перенос контейнерной площадки без принятия соответствующего решения собрания, то денежные средства будут расходоваться нецелевым способом, что может повлечь за собой возможность собственников обязать управляющую компанию вернуть денежные средства и потратить их на запланированные и утвержденные работы.

Что касается информации о расходах управляющей компании, то такую информацию можно получить, не дожидаясь годового отчета от нее. На сегодняшний день для этого собственнику достаточно зарегистрироваться на портале ГИС ЖКХ, на котором управляющие компании обязаны размещать подробную информацию о своей деятельности и по каждому дому.


Общее собрание собственников

Открыть тему
Кто должен оплачивать расходы на проведение общего собрания собственников жилья?
Собираемся проводить общее собрание собственников. Управляющая компания предлагает нам самим оплатить все расходы на рассылку уведомлений. Имеют ли они право требовать это?

«...Законодательно инициативной группе собственников предоставлено право обратиться в управляющую организацию с требованием об организации проведения общего собрания собственников по вопросам повестки дня, определенной самой инициативной группой.

Обратите внимание, что установлены специальные требования к инициативной группе, правомочной предъявлять требование в порядке, установленном ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.

Входящие в ее состав собственники должны обладать в совокупности не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом управляющей организации предоставляется 45 дней на реализацию мероприятий, которые необходимы для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Окончание 45-дневного срока должно предшествовать началу течения 10-дневного срока до даты проведения общего собрания.

Также в рассматриваемом случае на управляющую организацию возлагается обязанность уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, оформить необходимые документы по результатам его проведения, обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.

Пункт 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ относит к числу полномочий общего собрания принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.

Данный вопрос был также предметом разъяснений, данных Минстроем России. Так, письмом от 28.08.2015 № 27535-ОЛ/04 были разъяснены вопросы финансирования проведения общего собрания. В данном документе Минстрой России пришел к выводу о допустимости распространения порядка финансирования расходов на проведение общего собрания собственников, проводимого по инициативе группы (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ), и на случаи проведения ежегодного общего собрания.

Подчеркнуто правило о несении бремени спорных расходов именно инициатором собрания. Поэтому управляющая организация несет затраты на проведение общего собрания собственников тогда, когда сама выступает инициатором такого собрания.

В силу ч. 7 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные этим кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Во всех остальных случаях расходы оплачивают собственники самостоятельно, если иной порядок компенсации затрат УК не установлен решением общего собрания ранее.

Для того чтобы определить правомерность требований вашей управляющей организации в рассматриваемой ситуации, необходимо знать, принималось ли ранее решение собранием собственников о порядке финансирования расходов.
Если оно принималось, то его исполнение может быть обеспечено включением в состав платы за содержание жилого помещения дополнительной строки расходов, выставлением отдельной строки в платежных документах, либо фактической оплатой инициаторами собрания в каждом конкретном случае.
Выяснив указанные обстоятельств, вы сможете самостоятельно определить правомерность требования управляющей организации...»

Что будет, если на общем собрании собственники примут отрицательное решение или не соберут достаточное количество голосов?

В соответствии с п.12. ст. 13 Закона об энергосбережении собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых домом энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, и оплатить расходы организациям на установку этих приборов учета.

Как решаются вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах на общих собраниях собственников?
Вопросы оплаты коммунальных услуг решаются на ОСС простым большинством.

Собственники в многоквартирных домах с вступления в силу Федерального закона № 59-ФЗ имеют право на ОСС принять решение о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов, исключив из процесса предоставления коммунальных услуг управляющую домом организацию.

Вопросы о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в помещения собственников утверждаются простым большинством: 50% + 1 голос от числа присутствующих на собрании.

Столько же голосов необходимо для утверждения текстов договоров с поставщиками ресурсов, а также договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Отдельно в этой группе для решения на ОСС можно выделить вопрос о порядке определения размера платы за коммунальные ресурсы, поставленные в дом на содержание общего имущества собственников. Утвердить расчёт платы исходя из норматива, среднемесячного потребления или показаний ОДПУ собственники могут, отдав «за» более 50% от общего количества голосов участников ОСС.

Можно ли увеличить общее имущество дома с согласия большинства голосов от присутствующих на ОСС?

Нередко у собственников возникают вопросы о том, сколько голосов должно быть отдано за то, чтобы установить в доме систему видеонаблюдения, ограждение, элементы озеленения и благоустройства на придомовой территории.

Так, если на ОСС вынесены вопросы об установке на земельном участке ограждений, клумб, урн, детской площадки или парковки, то собственники для положительного принятия решения должны отдать «за» 50% + 1 голос от числа присутствующих на собрании (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Также простым большинством принимаются на ОСС следующие достаточно популярные у собственников и УО вопросы:

1. Установка видеонаблюдения и утверждения тарифа на обслуживание системы.
2. Учреждение службы консьержей и утверждение тарифов на оплату услуги.
3. Установка домофонов, автоматических запирающих систем.
4. Установка датчиков движения.
5. Оборудование зон отдыха на придомовой территории: скамеек, столиков.

При этом изменение перечня работ и услуг и включение в размер платы за содержание жилого помещения услуг по обслуживанию новых объектов общего имущества дома также происходит при согласии простого большинства присутствующих на ОСС.

Возможно ли уменьшение общего имущества в доме и должны ли согласовать это действие все собственники?
Общее имущество в многоквартирном доме может не только предоставляться в пользование третьим лицам, сдаваться в аренду, но и изменяться в результате переустройства, реконструкции, включения в его состав новых элементов.

Так, если собственник выносит на ОСС вопрос о переустройстве своего помещения, в ходе которого к нему будет присоединена часть общего имущества дома, то на такие работы необходимо согласие всех собственников в доме, то есть 100% голосов (ч. 3 ст. 36, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Ведь они влекут уменьшение общего имущества, которое принадлежит всем собственникам в МКД.

Если реконструкция или переустройство, которое затеял собственник помещения, не влечёт уменьшения или увеличения общего имущества в доме, то для таких работ требуется согласие собственников, владеющих ? от всех голосов в доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).


Разное

Открыть тему
Форма компенсации затопления жилья
Нас затопили соседи сверху, частично повреждена мебель. Виновница готова оплатить мебель, но с условием, что она заберет ее себе. Существует ли такая практика?

«...В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Договором вы можете установить, что причинитель вреда в случае оплаты поврежденной мебели имеет право забрать себе поврежденную мебель...»

Согласование проведения Интернета из подъезда в квартиру
Нужно ли согласовывать с УК отверстие под интернет-кабель из общего подъездного коридора в квартиру?

«...Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности (п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом в том числе обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Таким образом, ответственность за работы, связанные с общим имуществом, несет управляющая организация. В связи с тем, что вы собираетесь провести работы, связанные с использованием общего имущества, а именно делать отверстие в стене общего подъездного коридора, то данные работы необходимо согласовывать с вашей управляющей организацией.

Следует отметить, что одним из частых последствий проведения несогласованных работ по сверлению стен является повреждение инженерных систем, расположенных внутри этих стен...»

Имею ли я право не вступать в ТСЖ?
Отвечает зам. начальника юридического отдела Оксана Тюрина:

«...Да, такое право есть. Часть 2 ст. 30 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо сообщество или пребыванию в нем. Тем не менее, вы обязаны заключить договор с ТСЖ на пользование общими инженерными сооружениями, коммуникациями, жилищно-коммунальными услугами. Плата за них не должна превышать размер платы для членов ТСЖ.

Стоит отметить, что сегодня ТСЖ и жилищный кооператив (ЖК) довольно популярная форма управления многоквартирным домом. Но, к сожалению, их деятельность не всегда эффективна и прозрачна. Можно вспомнить громкое уголовное дело по одному из ЖК в Нижнем Новгороде, председатель которого была осуждена на 2,5 года условно за растрату 150 тыс. рублей, принадлежавших ЖК. Или аналогичный случай в ТСЖ Автозаводского района, председатель которого, совершил хищение денежных средств на сумму 3 млн. рублей.

И таких примеров с каждым годом становится всё больше. ТСЖ в ЖК «Цветы» вообще подвергают своих жителей опасности. Сразу после того, как жители домов №№ 111/1, 113/1, 115, 111/2, 107, по ул. Ак. Сахарова и дом № 8/2 по ул. Первоцветная выбрали ТСЖ в качестве способа управления, эти дома были отключены от пункта центрального наблюдения за состоянием пожарной сигнализации, оповещения и дымоудаления. Видимо, посчитав, что на этом можно сэкономить (не надо нести расходы, связанные с круглосуточным дежурством). Все остальные дома в ЖК «Цветы» оснащены автоматической пожарной защитой (сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей, дымоудаление), все они объединены и обслуживаются с одного пункта центрального наблюдения.

Управлять многоквартирным домом - не совсем простая задача. Для этого требуется много специальных знаний и навыков, нужны опытные и грамотные специалисты. В управляющих компаниях «Цветы», «Первоцветная» и «Дубенки» работают профессионалы, все вопросы и проблемы они решают безотлагательно и только в интересах собственников. Для управляющих компаний, наряду с комфортом и благоустроенностью, одной из главных задач является безопасность проживания граждан! Именно поэтому, все многоквартирные дома, управляемые нашей компанией, находятся под круглосуточным видеонаблюдением, выведены на пульт пожарной безопасности, за которым в режиме реального времени наблюдает профессиональный оператор.

Безопасность жителей для нашей компании всегда на первом месте!»

Насколько законно размещение вышек сотовой связи во дворах и на крышах жилых домов?
Отвечает помощник прокурора Сормовского района Ольга Слесарева:.

«...Санитарные нормативы размещения передающих радиотехнических объектов установлены санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».

Согласно п. 3.16 СанПиН, рекомендуется размещение антенн передающих радиотехнических объектов на отдельно стоящих опорах и мачтах. Допускается размещение передающих антенн на крышах жилых, общественных и других зданий при условии предотвращения создания в местах массового отдыха, внутри жилых, общественных и производственных помещений уровней электромагнитных полей, превышающих предельно допустимые значения.

Размеры санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки для передающих радиотехнических объектов в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов СанПиН 2.12.1-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» определяются расчетным путём в каждом случае индивидуально и затем уточняются натурными измерениями уровней электромагнитных полей. Минимальное расстояние, таким образом, от передающих радиотехнических объектов до жилых строений не нормировано и определяется расчетным методом для каждого объекта.

Для каждого радиотехнического объекта проводятся расчеты распределения уровней электромагнитных полей на прилегающей территории. В дальнейшем проекты расчетов проходят гигиеническую экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», по результатам которых выдается заключение о признании их соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Расчеты производятся с учетом санитарно-защитных зон передающих радиотехнических объектов во избежание создания на открытой территории и в прилегающих зданиях интенсивности электромагнитного излучения радиочастотного диапазона, превышающего предельно допустимые значения. Таким образом, установка вышек сотовой связи во дворах жилых домов проходит длительную проверку с последующим измерением радиочастотых излучений на местах во избежание причинения вреда жителям нашего района...»

Посадка растений из Красной книги около дома
Нужно ли разрешение на посадку цветов, деревьев, кустарников из Красной книги на придомовой территории?

«...Каких-либо запретов на посадку цветов, деревьев, кустарников из Красной книги Российской Федерации на придомовой территории законом не установлено, а лишь определен порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ....»